26 августа 1947г - 2 октября 2020г
Брянская область, Унечский район, Унеча
Актёр, Композитор, Певец, Продюсер
Советский и российский эстрадный певец, композитор, звукорежиссёр-новатор, музыкальный продюсер и аранжировщик, чья деятельность оказала значительное влияние на развитие отечественной студийной культуры и эстрадного звука в 1980-е и 1990-е годы. Трижды лауреат национальной премии "Шансон года" (2002, 2010, 2019).
Родился в интеллигентной учительской семье. Его отец, Иван Ефимович Кальянов, впоследствии удостоенный звания Заслуженного учителя Российской Федерации, долгие годы был директором средней школы № 2 в Унече, где также преподавала его мать. Александр, окончив эту же школу с серебряной медалью, с детства сочетал интерес к точным наукам и глубокую любовь к музыке. Стремление объединить эти две страсти определило его дальнейший путь. После школы он поступил в Таганрогский радиотехнический институт, получив фундаментальное инженерное образование.
По распределению начал работать инженером на Брянском заводе полупроводниковых приборов, где проявил себя как изобретатель, занимаясь разработкой и совершенствованием электронных музыкальных инструментов. Однако его истинным призванием стала работа со звуком. В 1978 году он переехал в Казань, где занял должность звукорежиссёра во Дворце спорта, работая с популярной вокально-инструментальной группой "Шестеро молодых". Этот период стал для него важной творческой школой. Знаковым событием, во многом определившим его взгляд на исполнительское искусство, стала личная встреча и знакомство с Владимиром Высоцким во время гастролей поэта в Казани в 1979 году. Работая за пультом на этих концертах, Кальянов проникся мощью "живого" звука и харизмой артиста.
В начале 1980-х годов Александр Кальянов перебрался в Москву, где его профессионализм быстро оценили ведущие музыканты эстрады. Он работал звукорежиссёром в группах "Красные маки" и "Феникс", сотрудничал с Александром Барыкиным. Особенно плодотворным стало его многолетнее творческое союзничество с Аллой Пугачёвой, в чьей команде он выступал не только как звукорежиссёр, но и как технический директор концертов. Его инженерный талант и музыкальный слух позволили ему стать одним из главных архитекторов сценического звука Примадонны в её самые яркие годы.
В 1984 году, на базе репетиционного комплекса Пугачёвой в спорткомплексе "Олимпийский", Кальянов основал частную студию звукозаписи "Тон-сервис". Эта студия стала одной из первых в СССР островков независимой звукозаписывающей индустрии, работавшей по западным технологиям. Оснащённая самым современным по тем временам оборудованием, она быстро превратилась в мекку для столичной эстрады. Здесь записывались не только Алла Пугачёва и её протеже, но и множество других известных артистов, включая зарубежных исполнителей, желавших работать с качественным студийным звуком. Кальянов-продюсер и аранжировщик стал автором саунда для множества хитов той эпохи, хотя его имя часто оставалось "за кадром".
Неожиданно для многих, в 1988 году Александр Кальянов дебютировал как певец, исполнив на "Рождественских встречах" Аллы Пугачёвой лирическую балладу "Старое кафе". Его низкий, бархатистый баритон, интеллигентная манера и ностальгический репертуар сразу нашли отклик у публики. В 1989 году на его студии прошла одна из первых записей начинающей певицы Вики Цыгановой, что также свидетельствует о его продюсерской интуиции. С этого момента он начал активную сольную карьеру, выпустив за период с 1986 по 2005 год десять альбомов, среди которых наиболее известны "Старое кафе" (1989), "Посвящение" (1994), "Белый вальс" (1998). Его песни, часто написанные в жанре лирического городского романса и эстрадного шансона, отличались качественными аранжировками и душевной интонацией. Он много гастролировал по России, странам СНГ, а также выступал перед русскоязычной диаспорой в США, Германии и Израиле.
Александр Кальянов вошёл в историю отечественной музыки и как технический новатор. Ему приписывают авторство одного из первых в СССР устройств для коррекции вокальной партии при пении под фонограмму ("под фанеру"), которое, по его словам, автоматически активировало запись только на тех нотах, которые певец не мог точно взять вживую. Это изобретение, хоть и спорное с этической точки зрения, отражало его постоянный поиск технических решений для сценического исполнения.
Скончался Александр Иванович Кальянов на 74-м году жизни в Испании после продолжительной болезни. Прощание с артистом прошло 4 октября 2020 года в Москве, в храме Иоанна Предтечи на Хованском кладбище, в присутствии коллег, друзей и многочисленных поклонников. Среди пришедших отдать долг памяти были Игорь Николаев, Николай Расторгуев, Аркадий Укупник, Диана Гурцкая. Алла Пугачёва, давний друг и соратник, прибыла непосредственно к крематорию. Урна с прахом была захоронена в колумбарии Востряковского кладбища.