21 марта 1892г - 3 августа 1938г
Пензенская область, Мокшанский район, Богородское
Русский советский писатель, классик социалистического реализма, автор знаковой повести "Падение Даира" (1923) — одного из первых эпических произведений о Гражданской войне. Вершиной творчества стал роман "Люди из захолустья" (1937–1938), раскрывающий тему преображения человека в эпоху индустриализации.
Родился 9 (21) марта 1892 года в селе Богородском Мокшанского уезда Пензенской губернии. Его происхождение из народной среды во многом определило творческую судьбу писателя. Как вспоминала его сестра Анна Георгиевна, семья Малышкиных, хотя и происходила из зажиточных крестьян, жила скромно — отец содержал пекарню в уездном Мокшане, где пёк и продавал калачи. В автобиографическом романе "Люди из захолустья" сам писатель с пронзительной точностью описал этот социальный переход: "Я был первый в нашем роду, которого отец дерзнул послать в гимназию, на одну скамейку с господами".
Образовательный путь Малышкина был впечатляющим для человека его круга — в 1916 году он окончил филологический факультет Петроградского университета. Уже в студенческие годы (1913-1915) он начал литературную деятельность, публикуя реалистические рассказы об уездной жизни в столичных журналах "Современный мир", "Наша заря", "Весь мир". После университета его ждала военная служба — он был досрочно произведён в прапорщики и направлен в Севастополь, в действующий Черноморский флот. С 1918 по 1920 годы Малышкин активно участвовал в Гражданской войне на различных фронтах — Восточном, Туркестанском, Южном, принимая непосредственное участие в операциях по овладению Крымом. Этот боевой опыт стал бесценным материалом для его будущего творчества. В 1925 году, после службы в РККА, он возглавил военно-морской отдел газеты "Красная звезда".
Малышкин занимал заметное место в литературной жизни страны — входил в организацию "Перевал", был одним из руководителей Всероссийского союза советских писателей, членом редколлегии журнала "Новый мир". Жил он в знаменитом "Доме писательского кооператива" в Камергерском переулке. Личная жизнь писателя была омрачена трагедией — его сын Георгий (Юрий), командир взвода танков, погиб в 18 лет на Курской дуге. В январе 1938 года Малышкин приезжал в Пензу для сбора материалов "о новой индустриальной Пензе", но его творческие планы оборвала внезапная смерть 3 августа того же года. Писатель был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Его ранние рассказы, такие как "Последний Барыков" (1913), "Полевой праздник" (1914) и "Уездная любовь" (1915), созданные под заметным влиянием Лескова и Достоевского, отличались сказовой манерой повествования, позволявшей точно передать атмосферу уездного быта и воссоздать образный, разговорный язык простых людей.
Подлинную известность Малышкину принесла написанная в 1923 году повесть "Падение Даира", ставшая одной из первых в советской литературе попыток осмыслить народный характер революции. Это новаторское произведение, основанное на реальных событиях битвы за Перекоп, сочетало документальность (в текст включались сводки штаба) с былинной повествовательной манерой. Написанная под влиянием Бориса Пильняка, повесть выдвигала на первый план народные массы как главный двигатель истории, сознательно пренебрегая индивидуализацией образов.
Вершиной творчества Малышкина стал роман "Люди из захолустья" (1937-1938), оставшийся незаконченным из-за смерти писателя, но успевший получить широкое читательское признаение. В этом произведении, формально посвящённом теме первой пятилетки, писатель сознательно сосредоточился не на индустриальных достижениях, а на процессе перевоспитания людей в ходе послереволюционных преобразований. Важное место в творчестве Малышкина заняла и повесть "Севастополь" (1926), основанная на личных впечатлениях от службы на Черноморском флоте и впоследствии экранизированная в 1970 году на Одесской киностудии, где роль прототипа самого писателя исполнил Геннадий Корольков.
Его произведения, особенно "Люди из захолустья", стали важным звеном в развитии советского романа 1930-х годов, демонстрируя, как требовавшаяся сверху "производственная" тема могла быть наполнена глубоким гуманистическим содержанием. Память о писателе сохраняется в Пензенской области — в 1977 году в Мокшане был открыт музей А. Г. Малышкина, его именем названа местная школа.