14 апреля 1883г - 30 сентября 1961г
Ленинградская область, Санкт-Петербург
Советский российский актёр, театральный режиссёр, основоположник отечественного театра для детей. В 1922 году создал в Петрограде первый профессиональный Театр юных зрителей (ТЮЗ) и бессменно руководил им почти 40 лет.
Александр Брянцев родился 2 (14) апреля 1883 года в Санкт-Петербурге в семье государственного чиновника. Получив классическое образование во Второй Санкт-Петербургской гимназии, он в 1908 году окончил историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Однако его истинным призванием стал театр, которому он начал служить ещё в студенческие годы, участвуя в любительских спектаклях "Невского общества устройства народных развлечений". Его профессиональная карьера началась в 1904 году в качестве помощника режиссёра в Общедоступном театре Павла Павловича Гайдебурова, с которым Брянцев оказался связан долгими годами творческого союза.
В 1905 году Брянцев вместе с Гайдебуровым стоял у истоков создания знаменитого Передвижного общедоступного театра, ставшего явлением в русской культуре начала XX века. В его составе он проработал до 1920 года, поставив более шестидесяти спектаклей и заложив основы своего режиссёрского метода, ориентированного на демократическую аудиторию. Именно здесь в 1918 году состоялся его режиссёрский дебют в детской драматургии — спектакль "Два брата" по пьесе М. Кузьмина, определивший дальнейший вектор его судьбы.
Главным делом жизни Александра Брянцева стало создание и развитие первого в СССР профессионального театра для детей. В 1921 году он возглавил комиссию по его организации, а 23 февраля 1922 года в бывшем Тенишевском училище на Моховой улице торжественно открылся Петроградский Театр юных зрителей (ТЮЗ). Брянцев стал его бессменным художественным руководителем вплоть до своей кончины, поставив на этой сцене 48 спектаклей. В статье "Театр юного зрителя" (1921) он сформулировал революционные для своего времени принципы: театр для детей должен быть художественным, а не дидактическим; он призван говорить с ребёнком на серьёзные темы, воспитывая не "зрителя-ребёнка", а "гражданина-зрителя"; в основе репертуара — мировая классика и качественная современная драма. Эти идеи легли в основу всей системы детских театров страны.
Под руководством Брянцева ТЮЗ стал выдающейся театральной лабораторией и школой. Он воспитал блистательную плеяду актёров и режиссёров (среди его учеников — З. Корогодский, Л. Макарьев, Р. Сирота) и привлёк к сотрудничеству ведущих художников (В. Дмитриев, Н. Альтман) и композиторов (Д. Шостакович, В. Дешевов). Знаковыми постановками стали "Конёк-Горбунок" (1922), "Гаврош" (1926), "Тиль Уленшпигель" (1936), а также спектакли, отмеченные Сталинской премией в 1950 году: "Сын полка" В. Катаева, "Морская дружба" Н. Вагнера и "Красный галстук" С. Михалкова. В годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в Березниках, театр продолжал активную работу.
Александр Брянцев вёл также масштабную общественную и педагогическую деятельность. Член ВКП(б) с 1943 года, депутат Ленсовета, он был почётным председателем жюри множества всероссийских смотров детских театров. Его теоретические работы по вопросам театральной архитектуры, оформления спектакля и специфики "тюзовского" искусства составили фундамент советского театроведения для детей. Скончался Александр Александрович Брянцев 30 сентября 1961 года в Ленинграде. Он похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища, а его имя навсегда связано с основанным им театром, который с 1980 года носит имя своего создателя. Память о нём увековечена в мемориальной доске на здании ТЮЗа, памятнике на Пионерской площади и в названии одной из улиц Санкт-Петербурга.