29 декабря 1892г - 18 декабря 1978г
Советский авиаконструктор. Главный конструктор скоростного бомбардировщика СБ (АНТ-40). Внёс определяющий вклад в создание первого советского реактивного пассажирского самолёта Ту-104 и целой серии лайнеров Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154.
Александр Архангельский родился 17 (29) декабря 1892 года в Казани в семье статского советника. Получив блестящее среднее образование в Московской 4-й гимназии (окончил с серебряной медалью в 1911 году), он поступил на физико-математический факультет Московского университета. Однако уже через год судьбоносное увлечение авиацией привело его в стены Императорского Московского технического училища (МВТУ, позднее МВТУ имени Баумана). Здесь он стал активным участником воздухоплавательного кружка под руководством "отца русской авиации" Николая Егоровича Жуковского, а затем и сотрудником аэродинамической лаборатории. В студенческие годы сложился его тесный творческий и дружеский союз с будущими светилами отечественного авиастроения: Андреем Туполевым, Борисом Стечкиным, Владимиром Ветчинкиным и Александром Микулиным. Ещё до окончания училища, с 1915 года, он начал педагогическую деятельность в Московском воздухоплавательном училище и одновременно работал в Расчетно-испытательном бюро Жуковского.
Окончив МВТУ в 1918 году, Архангельский связал свою судьбу с только что созданным Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ), где стал помощником заведующего авиационным отделом — А. Н. Туполева. С этого момента началось их многолетнее плодотворное сотрудничество. С 1922 года Архангельский официально стал помощником Туполева, а с 1926 года — его заместителем главного конструктора. В 1932 году он возглавил бригаду скоростных самолётов в составе КБ, а в 1936 году получил собственное конструкторское бюро на авиазаводе № 22 в Филях для доводки и запуска в серию скоростного бомбардировщика СБ. В период репрессий, в 1938 году, он был арестован, но, избежав осуждения, оказался в так называемой "туполевской шараге" — ЦКБ-29 НКВД, откуда был освобождён в 1941 году.
В годы Великой Отечественной войны КБ Архангельского было вновь объединено с туполевским и эвакуировано в Омск, где Александр Александрович продолжил работу в качестве первого заместителя Туполева. В послевоенный период он сыграл ключевую роль в выполнении сверхсрочной государственной задачи по копированию и освоению производства американского стратегического бомбардировщика B-29, результатом чего стал советский Ту-4. С 1971 года и до конца жизни Архангельский занимал пост председателя Научно-технического совета и главного конструктора ОКБ Туполева. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В основном работал в ОКБ Туполева, при этом его личный вклад в успех многих проектов был определяющим. Его талант сочетал в себе способность к глубокому теоретическому анализу, тонкое понимание технологичности конструкции и выдающиеся организаторские способности. Ещё в начале 1920-х годов он совместно с Б. С. Стечкиным спроектировал и построил серию аэросаней "Арбес".
Под его непосредственным руководством и при активнейшем участии были созданы или модернизированы десятки самолётов. Ранний период связан с работой над первыми цельнометаллическими машинами АНТ: он участвовал в создании тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1 (АНТ-4) и ТБ-3 (АНТ-6), пассажирского АНТ-9 и гиганта "Максим Горький" (АНТ-20). Его главным творением предвоенной эпохи стал скоростной фронтовой бомбардировщик СБ (АНТ-40), впервые поднявшийся в небо в 1934 году. Эта машина, отличавшаяся передовой аэродинамикой и высокой для своего класса скоростью, стала одним из символов советской авиации 1930-х годов и принесла конструктору первую Сталинскую премию. На её базе им был разработан пикирующий бомбардировщик Ар-2.
В послевоенные годы организаторский гений Архангельского в полной мере проявился при решении беспрецедентной задачи по созданию Ту-4. Как первый заместитель Туполева, он фактически руководил всей гигантской программой обратного инжиниринга, координацией сотен заводов-смежников и внедрением самолёта в серию в рекордные сроки, за что был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В дальнейшем он внёс огромный вклад в становление реактивной пассажирской авиации СССР. Под его руководством и при непосредственном участии были разработаны и внедрены в эксплуатацию первый советский реактивный пассажирский лайнер Ту-104 (удостоен Ленинской премии), турбовинтовой межконтинентальный Ту-114, а также ближнемагистральные и экономичные Ту-124, Ту-134 и Ту-154, составившие костяк "Аэрофлота" на несколько десятилетий.