10 июня 1941г
Советская и американская певица, чей голос стал звуковым символом целой эпохи. Её песни из кинофильмов "Кавказская пленница", "Бриллиантовая рука" и мультфильма "Умка" узнаваемы миллионами. Обладая уникальным тембром и яркой артистической манерой, она прошла путь от всесоюзной славы до успешной карьеры в США, оставшись одной из самых загадочных и романтических фигур советской эстрады.
Аида Ведищева (урожденная Вайс) родилась в Казани в интеллигентной семье: её отец, Соломон Иосифович Вайс, был видным профессором стоматологии, а мать, Елена Митрофановна, работала зубным врачом. С 1951 года семья проживала в Иркутске, где Аида получила музыкальное образование в местном училище, параллельно занимаясь в студенческом театре музыкальной комедии. Позже она блестяще окончила институт иностранных языков, владея немецким и английским.
В начале 1960-х годов началась её профессиональная певческая карьера в Харьковской филармонии. Она работала с ведущими коллективами страны — оркестрами Олега Лундстрема и Леонида Утёсова. С 1966 года выступала с ансамблем "Мелотон" и ВИА "Голубые гитары", став лауреатом Первого всесоюзного конкурса советской песни.
Подлинная народная любовь пришла к певице после выхода на экраны комедии "Кавказская пленница" (1966), где прозвучала её "Песенка о медведях". Пластинка с записью разошлась тиражом в семь миллионов экземпляров. Затем последовали хиты "Помоги мне" из "Бриллиантовой руки" (1968), "Товарищ" (1970) и ставшая визитной карточкой песня "Лесной олень" (1972).
Несмотря на популярность, её карьера в СССР складывалась непросто. После Сопотского фестиваля 1968 года, где она, вопреки прямому запрету властей, выступила в день ввода советских войск в Прагу, певица попала в "чёрный список". Её перестали приглашать на телевидение, исключали из титров, отменяли концерты.
В 1980 году Ведищева с семьёй эмигрировала в США. Ей пришлось начать карьеру заново: она прошла четырёхлетнее обучение в театральном колледже, изучая американский кинематограф и танец. Выступая под псевдонимом Amazing Aida, она завоевала признание американской публики, исполняя песни из бродвейских мюзиклов, произведения Мишеля Леграна, а также русские и еврейские композиции.
Поборов тяжелую болезнь (рак третьей стадии в начале 1990-х), она расширила творческий диапазон, обратившись к религиозной тематике и написав мюзикл "Шедевр и поющая Свобода", посвящённый жертвам теракта 11 сентября 2001 года.
Творческое наследие Аиды Ведищевой советского периода — это золотой фонд отечественной эстрады. Её хиты, созданные в сотрудничестве с ведущими композиторами (А. Зацепин, А. Флярковский), отличались не только мелодичностью, но и особым, "кинематографическим" качеством — они становились важной частью сюжета, усиливая эмоциональное воздействие фильмов. "Колыбельная медведицы" из мультфильма "Умка" до сих пор остается одной из самых любимых детских песен.
В США артистка сумела не только адаптировать свой талант к новым условиям, но и творчески переродиться. Она создала собственное телешоу в Калифорнии, писала авторские песни ("Баллада о Чернобыле", "Я вернусь, Москва!"), обращалась к духовной музыке. Её бродвейский мюзикл 2007 года стал актом гражданской и художественной зрелости.
Ведищева — единственная эстрадная певица из России, добившаяся столь значительного успеха в Америке. Её вклад в искусство отмечен международной премией "Профессия — жизнь" и премией "КиноВатсон". Её костюмы хранятся в Фонде историка моды Александра Васильева, а её образ продолжает вдохновлять новые поколения артистов, как это было в шоу "Точь-в-точь" в 2021 году.