31 августа 1827г - 13 февраля 1873г
Нижегородская область, Павловский район, Чмутово
Русский живописец, мастер жанровой и сатирической живописи, график, иллюстратор, один из заметных представителей реалистического направления в русском искусстве второй половины XIX века.
Родился в семье крепостного крестьянина, принадлежавшего помещикам Шереметевым. Одарённость юноши к рисованию была замечена, и в 1841 году, благодаря покровительству, он был отправлен для обучения в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Его академический путь был долгим и плодотворным — он провёл в стенах Академии два десятилетия, с 1841 по 1861 год. Первоначально он занимался в классе исторической живописи под руководством профессора Фёдора Антоновича Бруни, известного мастера монументальных религиозных и исторических композиций. Однако истинное призвание Волкова лежало в иной плоскости. В середине 1850-х годов он перешёл в класс "живописи народных сцен", что соответствовало его интересу к современной жизни.
Уже в годы обучения он неоднократно отмечался академическими наградами: в 1852 и 1853 годах получил малую и большую серебряные медали, а в 1855 и 1857 годах вновь удостаивался малых серебряных медалей. Первым крупным успехом стала картина "Обжорный ряд в Петербурге" (1858), за которую он был награждён малой золотой медалью. Это произведение, изображающее шумную и гротескную толпу у дешёвых харчевен на Сенной площади, было новаторским для своего времени. Оно сочетало академическую выучку с острым социальным наблюдением, предвосхищая интерес передвижников к "униженным и оскорблённым". За этим успехом последовала ещё одна золотая медаль в 1860 году за картину "Прерванное обручение" — драматическую сцену из мещанской жизни. В 1861 году за повторение "Обжорного ряда" ему было присвоено звание классного художника.
Несмотря на академические успехи, путь Волкова к официальному признанию был непростым. Его работа "Складчина" (1870), изображающая пирушку чиновников, была отклонена советом Академии для выставки из-за своего критического содержания. Художник активно сотрудничал с прогрессивной сатирической прессой. Он был постоянным автором и одним из издателей популярного журнала "Маляр" (выходил в 1872–1873 годах), а также публиковал сатирические рисунки в знаменитом демократическом журнале "Искра", где его графический талант проявился в острой социальной критике.
Особое место в наследии Адриана Волкова занимает его обращение к историческому сюжету. Ему принадлежит авторство первой в русской живописи картины, посвящённой трагической дуэли Александра Сергеевича Пушкина — "Дуэль Пушкина с Дантесом" (1869). При работе над полотном художник консультировался с Константином Карловичем Данзасом, лицейским другом и секундантом поэта, что придавало работе ценность документального свидетельства. Долгое время картина считалась утраченной, пока в 1968 году не была обнаружена в Вологде у инженера Т. А. Рачевой и впоследствии передана во Всесоюзный музей А. С. Пушкина (ныне — Всероссийский музей А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге).
Адриан Маркович Волков скончался в Санкт-Петербурге в возрасте 45 лет.
Он не вошёл в ядро Товарищества передвижников, основанного в 1870 году, но его бытовые картины и сатирические работы во многом развивались в том же русле, прокладывая путь для более известных мастеров жанровой живописи. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других крупных собраниях.